Россия на рынке ЦОД: в ожидании перемен

По мнению Ричарда ван Вагенингена, генерального директора российского подразделения компании Linxdatacenter, главным фактором для успешного строительства нового объекта служит терпение. Компании принадлежат четыре дата-центра, имеющие общую площадь 13000 кв. м., большая часть которых находится в России. В ближайшем будущем, компания планирует увеличить свое присутствие в Москве: расположенный в городе ЦОД уже загружен практически на 90%.

Впрочем, процесс расширения, вероятно, будет происходить медленно. Ван Вагенинген утверждает, что одно только подключение к линии электропитания в России может занять от двух до четырех лет, и это при том, что страна входит в группу БРИК и планирует стать крупным игроком на мировом рынке.

ЦОД компании Linxdatacenter

«Организация надежной линии питания требует времени. Вы всегда может разместить силовые кабели под землей, но если вести работу в регионах с температурой воздуха -18°С, процесс может затянуться», - сообщает ван Вагенинген. «Подключение электричества может превратиться в очень утомительный процесс – чего стоит одно только заполнение всех необходимых бумаг. Вы должны быть терпеливыми и тщательно все планировать. Нельзя начинать работу в России, полагаясь на образ мысли, характерный для США или Европы – чем бы вы ни занимались, это потребует больше средств и больше времени».

Доступность электросетей различается в зависимости от региона – в некоторых районах электроэнергии даже слишком много. Получение электроэнергии в Москве является непростой задачей.

Подключение к сети – если оно доступно

Корни Linxdatacenter уходят в индустрию телекоммуникаций. 12 лет назад компания организовала свой первый ЦОД, расположенный внутри дата-центра Cable&Wireless, воспользовавшись принадлежащими ей на тот момент каналами передачи данных. В настоящее время, компании принадлежат площадки, расположенные в Москве, Санкт-Петербурге, Варшаве и Таллинне. Linxdatacenter имеет собственные каналы передачи данных между крупными городами России и других стран СНГ, Прибалтики и Скандинавии, и другими крупными городами континентальной Европы.

Ван Вагенинген работает в компании Linxdatacenter уже два с половиной года, но именно на своей прошлой работе он заложил фундамент для развития российского рынка ЦОД в его текущем виде. Работая на должности президента BT Russia, он помогал компании установить присутствие в стране в 2005 году. «Основной причиной входа BT на российский рынок послужило более качественное регулирование в области телекоммуникаций. Если взять пример Linxdatacenter, еще десять лет назад компания являлась пионером, предоставляющим услуги telco между востоком и западом. За прошедшее с того момента время телекоммуникационные сервисы стали гораздо более доступными. Однако, Linx никогда бы не выжила, работая исключительно на рынке телекоммуникаций. Компания была вынуждена совместить предоставление услуг ЦОД с телекоммуникациями и имеющимся на тот момент опытом».

Несмотря на важную роль, которую сыграли телекоммуникации в развитии отрасли ЦОД в России, текущее состояние индустрии telco по-прежнему служит препятствием для новых игроков на рынке, которые хотят организовать строительство ЦОД за пределами крупных городов. Так считают представители RadiusGroup – российского системного интегратора, на счету которого строительство более чем 30 дата-центров. Президент RadiusGroup, Дмитрий Мариничев, согласен с тем, что доступ к электроэнергии является проблемой: «Цены на услуги ЦОД в Москве выше, чем средние цены в США или Европе из-за высокой стоимости подключения к электросети. Впрочем, доступ к широкополосным каналам также имеет астрономическую стоимость».

Он также утверждает, что высокая стоимость оборудования, отсутствие у персонала необходимых навыков и понимания механизмов работы рынка входит в число важнейших проблем.

«Клиенты плохо информированы о существующих возможностях», - утверждает Мариничев. «В общем и целом, рынок строительства ЦОД имеет высокий входной барьер. Это связано с ограниченными энергоресурсами, сложностью высококачественного проектирования, строительства и техобслуживания, а также недостатком внимания к отрасли со стороны государства».

Текущее состояние рынка

Мариничев по-прежнему характеризует российский рынок ЦОД, как «развивающийся». Однако, в последние годы произошел ряд важных перемен. Он утверждает, что в 2011 году рынок вырос на 60% по сравнению с 2010 годом, и было введено в эксплуатацию множество новых площадок.

«Сегодня мы наблюдаем парадоксальную ситуацию. С одной стороны, существует достаточное число площадок, с другой стороны, наблюдается дефицит высококачественных ЦОД. Во многих случаях, подход к обслуживанию технической инфраструктуры и качество сервисов находится на низком уровне. В связи с этим, мы наблюдаем неудовлетворенный спрос на высококачественные услуги на рынке», - заявляет Мариничев.

Ван Вагенинген сообщает, что когда Linx функционировала на базе Cable&Wireless, основную пользовательскую базу компании составляли зарубежные компании, которые хотели делать бизнес в России. На сегодняшний день 60% пользователей составляют русские компании, а 40% - зарубежные.

«Мы стали свидетелями огромного повышения спроса со стороны русских компаний. Одним из наших клиентов является Лаборатория Касперского. Linxdatacenter разработала и построила для Лаборатории Касперского масштабируемый объект класса Tier III. Большая часть спроса наблюдается со стороны крупного бизнеса. Небольшие компании по-прежнему смотрят в сторону потребительской модели и аутсорсинга. Более крупные компании хотят работать в больших объемах с меньшими затратами, но они не готовы к строительству собственных объектов стандарта Tier III. Финансовые затраты служат основным ограничением в связи с требованиями к восстановлению после стихийных бедствий. Мы также имеем крупные международные контракты с мировыми телекоммуникационными компаниями, которые, в отличии от нас, не имеют собственных площадок в России», - сообщает ван Вагенинген.

Основными  конкурентами Linx являются компании, которые занимаются самостоятельным строительством ЦОД. «Многие нефтяные компании, к примеру, строят собственные ЦОД, поскольку капитальные затраты на строительство являются не такими уж серьезными на фоне их ежегодного оборота».

Ван Вагенинген и Мариничев считают, что в России будет расти спрос на услуги аутсорсинга в связи с глобализацией экономики и растущим спросом на ИТ-услуги. Однако, аутсорсинг по-прежнему вызывает определенное недоверие. «Российский рынок аутсорсинга демонстрирует высокие темпы роста, однако, он по-прежнему является крайне небольшим с точки зрения прибыли и доступного пространства», - говорит Мариничев. По его словам, многие компании по-прежнему сомневаются в качестве обработки и в безопасности данных, что заставляет их в некоторых случаях обращаться к зарубежным сервисам. «Важным драйвером для перемещения оборудования и данных за рубеж является стремление к более высокому уровню безопасности и защиты данных. Также необходимо учитывать диверсификацию рисков – реализацию стратегии, нацеленной на зарубежные рынки и более привлекательные облачные предложения».

Нехватка государственных стандартов в индустрии ЦОД также играет свою роль. «Далеко не все дата-центры соответствуют заявленному уровню надежности и другим техническим критериям, так что крупные компании, которые серьезно относятся к вопросам защиты информации, со скепсисом относятся к аутсорсингу по причине довольно неопределенных юридических процедур и отсутствия стандартов на предоставляемые услуги. В частности, законы в области защиты персональных данных и государственного регулирования достаточно сложно воплотить в жизнь», - сообщает Мариничев.

Мариничев считает, что ситуацию могли бы изменить некоммерческие рыночные организации. Впрочем, в настоящее время, в России подобных организаций не существует.

Будущий спрос на услуги ЦОД

Впрочем, похоже, что существующие на рынке проблемы оказываются на руку тем операторам, которые не сидят, сложа руки. Linxdatacenter, к примеру, утверждает, что компании удается переманивать клиентов из отрасли телекоммуникаций, поскольку она является независимой от операторов, а «многие клиенты хотят работать со своими операторами», особенно если их бизнес находится за пределами России.

Игроки, использующие «зеленую» энергию и движущиеся в сторону более эффективных моделей работы ЦОД, также оказываются в выигрыше по причине высокой стоимости электроэнергии. Linx и RadiusGroup попадают в эту категорию. Принадлежащий Linx дата-центр в Санкт-Петербурге обладает коэффициентом PUE на уровне 1,3. На объекте используются газовые турбины и фрикулинг.

«Необходимо также учитывать фактор надежности. Мы предлагаем клиентам взглянуть на последние 20 лет российской истории, и спрашиваем их, как часто происходило отключение газоснабжения. Оказывается, что такого не случалось в принципе», - утверждает Вагенинген. «Давайте не будем притворяться – затраты на проектирование всегда играют определенную роль, однако, мы стараемся уделять внимание зеленым технологиям, и не только по причине ценовых преимуществ».

Radius применяет системы водяного охлаждения и высокоэффективные ИБП от компании AEG, которые являются элементами умной электросети, а также солнечную и ветряную энергию. Фрикулинг и непрямой фрикулинг также используются там, где это возможно.

Оба оператора ЦОД считают, что в России будет наблюдаться увеличение размеров ЦОД, и что со временем произойдет разделение рынка на ряд небольших, узкоспециализированных игроков.

«В качестве примера можно привести историю развития отрасли розничной торговли на постсоветском пространстве», - сообщает Мариничев.

«Все начиналось с небольших частных киосков, которые можно сравнить с небольшими частными серверными помещениями, которые предлагали услуги хостинга практически из подвала. Впоследствии начали появляться небольшие частные магазины; затем, появились супермаркеты и гипермаркеты. Сейчас мы наблюдаем пришествие мегамоллов. Подобным образом, на рынке ЦОД будет доминировать несколько игроков, в то время, как более мелкие игроки будут обслуживать малый и средний бизнес. Пока еще не ясно, кто будет выступать в роли крупных провайдеров, но мы планируем стать одним из них». 

Теги:
#ЦОД в целом

Оставить комментарий

Ваше имя:
E-mail:
(Не обязательно)
Текст комментария:
Введите код с картинки:  

Дополнительные материалы

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ обучение проектированию систем вентиляции и кондиционирования

Можно ли зимой включать кондиционер на обогрев

Вытяжка в стену: как подобрать и правильно сделать своими руками

3 способа сделать увлажнитель воздуха для квартиры и дома своими руками

Всё самое важное про турбодефлекторы: что такое, принцип работы, внешний вид, как подобрать

Вентиляция в квартире: самое полное руководство простым языком

Встраиваемая вытяжка на кухне: важные нюансы по устройству и подключению

Вытяжка в дачном туалете: как сделать правильно своими руками