Техническое обслуживание ЦОД
Одной из основных характеристик ЦОД является уровень его надежности – отказоустойчивость. Данный параметр имеет первостепенное значение при проектировании дата-центра и характеризует доступность построенного ЦОД. Однако его значение нельзя распространять на весь срок жизнедеятельности ЦОД, если в последнем не производится техническое обслуживание - сервисные работы, без которых доступность ЦОД снижается со временем.
Содержание статьи:
Хотите научиться проектировать? Учебный центр AboutDC приглашает на обучение:
- Курс А1. Вентиляция: с нуля до первого проекта
- СТАРТ 15 апреля 2024: Курс А1.1 - Кондиционирование с нуля до первого проекта. Сплиты, мульти-сплиты, разводка канальников, VRF
- Курс А2. ID-диаграмма. Расчет бассейнов и центральных кондиционеров
- Курс А3. Системы холодоснабжения: расчет чиллеров, фанкойлов, насосов и трасс
- Курс А4. Охлаждение ЦОД. Прецизионные кондиционеры. Фрикулинг
Автомобильная аналогия
Здесь можно провести аналогию, например, с автомобилем. Покупая новую машину, мы имеем прекрасное средство передвижения, подобранное исходя их наших запросом и финансовых возможностей. Первое время оно будет полностью работоспособно, а потому будет устраивать нас. Но со временем автомобилю требуется сервис: замена фильтров, масла, снятие и анализ данных и предупреждений с контроллера и прочее. Проведение сервисных работ пролонгирует беспроблемную эксплуатацию автомобиля. В то же время отсутствие внимания к техобслуживанию снижает надежность машины, повышает риски возникновения проблемных ситуаций.
Правильная эксплуатация ЦОД
Как известно, существует два сценария эксплуатации ЦОД. В одном из них дата-центр работает до отказа, после чего проводятся экстренные работы по восстановлению его работоспособности. Во втором случае на объекте проводятся планово-предупредительные периодические работы, в результате чего общее состояние ЦОД поддерживается на заданном уровне, а риск отказов сводится к минимуму. Учитывая высокую стоимость простоя ЦОД, рекомендуется придерживаться второго сценария и, соответственно, в процессе эксплуатации проводить техническое обслуживание ЦОД.
Чтобы Tier не упал
Как известно, любое оборудование со временем теряет свою надежность. Этот тезис полностью применим и для ЦОД в целом, и он особенно важен для сертифицированных на определенный уровень надежности ЦОД.
Дело в том, что изначально построенный по уровню, например, Tier III ЦОД при эксплуатации по сценарию «до отказа» может потерять заданный проектом уровень надежности. В частности, выйдет из стоя какой-либо кондиционер или будет выведена из эксплуатации кабельная линия – так или иначе доступность ЦОД будет снижена.
Для поддержания проектных величин по доступности и резервируемости ЦОД не следует пренебрегать проведением периодических ТО ЦОД.
Что обслуживается в ЦОД?
Конечно, перечень систем и оборудования, подлежащих обслуживанию, изменяется от одного ЦОДа к другому. Однако можно составить некий обобщенный список того, что требует технического обслуживания в ЦОД:
- Система кондиционирования
- Система общего электроснабжения (распределительные щиты, трансформаторы)
- Система бесперебойного электроснабжения (ИБП)
- Система гарантированного электроснабжения (ДГУ)
- Структурированная кабельная система
- Система газового пожаротушения
- Система контроля доступа и видеонаблюдения
- Система мониторинга
- Система фальшпола
- Общий осмотр помещений ЦОД, включая строительные элементы
Кому проводить ТО ЦОД
Техническое обслуживание в ЦОД может проводить как собственная сервисная бригада, так и наёмная по договору со специализированной сервисной компанией. Выбор поставщика услуг по проведению ТО ЦОД, очевидно, ложится на плечи хозяина дата-центра, но обязательно должен быть проработан.
В общем случае, для малых дата-центров нанимать собственную сервисную бригаду может оказаться накладным, в то время как для больших ЦОД наличие своей сервисной службы, включая дежурные смены, – весьма логичное решение.
В случае организации собственной сервисной службы следует учитывать, что для проведения технического обслуживания оборудования конкретного производителя, скорее всего, придется пройти соответствующее обучение с получением сертификата (даже идентичные системы разных производителей имеют, как правило, собственные системы управления с уникальным перечнем настроек и паролей).
В случае увольнения обученного сотрудника процесс обучения потребуется повторить. Подобное положение вещей повышает ценность сертифицированных специалистов. В свою очередь работодатель вправе в условиях трудового договора прописать возврат сотрудников стоимости обучения в случае его увольнения по собственному желанию, например, в течение года после прохождения обучения (сертификаты выдаются, как правило, на один год).
Дополнительные материалы
Оставить комментарий