Два сценария эксплуатации ЦОД
В общем случае существует 2 сценария эксплуатации дата-центров с точки зрения их сервисного обслуживания: сценарий «до отказа» и сценарий, предупреждающий отказы. Рассмотрим их.
Содержание статьи:
Хотите научиться проектировать? Учебный центр AboutDC приглашает на обучение:
- Курс А1. Вентиляция: с нуля до первого проекта
- СТАРТ 15 апреля 2024: Курс А1.1 - Кондиционирование с нуля до первого проекта. Сплиты, мульти-сплиты, разводка канальников, VRF
- Курс А2. ID-диаграмма. Расчет бассейнов и центральных кондиционеров
- Курс А3. Системы холодоснабжения: расчет чиллеров, фанкойлов, насосов и трасс
- Курс А4. Охлаждение ЦОД. Прецизионные кондиционеры. Фрикулинг
Сценарий «до отказа»
В первом случае ЦОД работает без внешних воздействий или с минимальными воздействиями до тех пор, пока не произойдет серьезной аварийной ситуации, ставящей под угрозу его дальнейшую работоспособность. По достижении такой ситуации определяется слабое звено дата-центра и вызывается соответствующая «бригада ремонтников».
Далее производится выявление неисправности и решение проблемы. Этот процесс может занять буквально от нескольких минут до месяцев ожидания. Дело в том, что, во-первых, никаких данных о функционировании ЦОД может не быть, а потому понимание причины отказа заметно усложнится. Во-вторых, замена какого-либо элемента (чего угодно – компрессора, теплообменника, выпрямителя, платы управления, контроллера, системы зажигания генератора и т.д.) существенно затянет время восстановления работоспособности в случае необходимости доставки этого элемента с завода производителя.
Таким образом, в жизнь хозяина ЦОД вносится элемент неожиданности как самого происшествия, так и времени его устранения. Соответственно, доступность ЦОД (процентное выражение длительности нормальной работы ЦОД за год) также подвергается неоднозначности и непредсказуемости. Надежность и предсказуемость ЦОД падает со временем.
Сценарий «предупреждая неисправности»
Второй сценарий подразумевает постоянный контроль за состоянием ЦОДа и его плановые проверки. В этом случае многие потенциальные проблемы могут быть выявлены и решены на раннем этапе, не доводя дело до аварийной ситуации.
Этот сценарий требует дополнительных финансовых затрат на проведение подобных работ, наличие договоров или собственных ресурсов на их проведение, а также ведение журнала, отражающего результаты проверок тех или иных параметров оборудования ЦОД.
Как результат, надежность ЦОД со временем практически не падает, а его предсказуемость заметно увеличивается.
Принципиальная разница двух сценариев
На первый взгляд кажется, что принципиальной разницей между двумя сценариями является отсутствие или наличие постоянно проводимых периодических сервисных работ в ЦОД. Это, конечно, верно, но с точки зрения эксплуатации (или работоспособности) ЦОД есть более важный параметр.
Дело в том, что те или иные работы в дата-центре производятся в обоих случаях: любой сценарий предполагает появление людей в ЦОД в то или иное время. Принципиальная же разница заключается в том, что в первом варианте время проведения работ оказывается непредсказуемым, внеплановым, а потому оно может наложиться на какие бы то ни было запланированные события: расширение, экскурсии, переоснащение, и т.д.
Во втором же сценарии сервисные работы выполняются в заранее определенное время, выбранное как с учетом заданной периодичности, так и с учетом разнесения их во времени с другими мероприятиями. Как вариант, сервисная бригада не окажется в отпуске в момент проведения ТО.
Таким образом, в сценарии «до отказа» хозяин никогда не знает, когда ему понадобится помощь, а во втором случае работы заранее распланированы и полностью предсказуемы.
Дополнительные материалы
Оставить комментарий